Статьи

Статьи. Улучшайте свою жизнь прямо сейчас!

Нейротеология

Бог в Мозге: Наука Нейротеологии

Мы – единственный вид на планете, который, как известно, исповедует религию. Эта особенность универсальна среди людей: на Земле нет нации, которая не практикует ту или иную форму духовной веры.

Вопрос в том, чем отличается наш мозг, что мы практикуем духовность? Является ли религия какой-либо целью для нашего вида в плане выживания и прогресса? Эти вопросы очень философские. Многие мыслители считают, что религиозность – это то, что отличает Homo sapiens от остальной части животного мира и привело к тому, что наш вид доминирует на этой планете. С другой стороны, большое количество мыслителей считают, что религия препятствует прогрессу и удерживает наше общество в варварском состоянии. Нет сомнения, что религия сыграла очень важную роль в ранней истории человечества: дала первые объяснения существования мира вокруг нас. Необходимость такого объяснения указывает на важный шаг в развитии мозга и когнитивных процессов.

Поведенческие черты могут быть усилены эволюцией, если они принесут пользу для выживания. Исследователи считают, что альтруизм, например, является таким поведенческим признаком: он может быть невыгодным для конкретного человека в конкретном случае, но он приносит преимущества всему виду в целом. Альтруистическому поведению способствуют большинство мировых религий. Поэтому религиозные практики могли бы обеспечить эволюционные преимущества для ранних людей с точки зрения выживания.

Некоторые люди настолько глубоко религиозны, что система убеждений, которые они практикуют, формирует всю их жизнь. Было бы разумно предположить, что в их мозгу должно происходить что-то интересное. Весьма вероятно, что эти мозговые процессы отличаются от процессов в мозгу неверующих. Это то, к чему стремится наука о нейротеологии. Нейротеология исследует нервные корреляты религиозных и духовных убеждений. Такие исследования могут помочь выявить, почему некоторые люди более склонны к духовности, в то время как другие по-прежнему глубоко скептически относятся ко всей идее о существовании Бога.

Уже есть некоторые интересные находки из области нейронауки, которые могут помочь открыть окно в духовный мозг.

Во-первых, нет единой части мозга, которая «ответственна» за отношения человека со своими Богами. Как и любой эмоционально интенсивный человеческий опыт, религиозные переживания связаны с несколькими частями и системами мозга. Несколько экспериментов с использованием сканеров мозга подтверждают эту точку зрения. В одном исследовании монахинь-кармелиток попросили вспомнить их самый интенсивный мистический опыт, в то время как была проведена нейровизуализация их мозга. Локулы активации в этом эксперименте наблюдались в правой медиальной орбитофронтальной коре, правой средней височной коре, правой нижней и верхней теменных долях, правой хвостатом теле, левой медиальной префронтальной коре, левой передней коре головного мозга, левой нижней теменной доле, левом островке, левым хвостатым телом и левой частью ствола мозга.

Аналогичным образом, исследование fMRI над религиозными мормонами выявило области активации в прилежащем ядре, вентромедиальной префронтальной коре и фронтальным областям ответственным за внимание. Прилежащее ядро – область мозга, связанная с награждением. Оно также участвует в эмоциональных реакциях на любовь, секс, наркотики и музыку. В одном недавнем исследовании также был выявлен ряд изменений в региональных отделах коры, которые связаны с несколькими компонентами религиозности, такими как интимные отношения с Богом и страх перед Богом.

Похоже, что религиозные переживания, сильно влияющие на жизнь, могут быть связаны с изменениями в структуре мозга. Например, одно исследование показало, что мозг пожилых людей, которые сообщили об этом опыте, характеризуется степенью атрофии гиппокампа. Атрофия гиппокампа является важным фактором развития депрессии, деменции и болезни Альцгеймера. Остается неясным, каким образом структурные изменения в мозге и уровень религиозности связаны друг с другом.

Хорошо известно, что некоторые наркотики имитируют духовные переживания. Например, псилосибин, активный ингредиент в «волшебных грибах», стимулирует височные доли и подражает религиозным переживаниям. Это означает, что духовность уходит корнями в физиологию нейронов. Неудивительно, что психоактивные соединения часто используются в ритуальных и шаманских практиках по всему миру.

Все исследования, связанные с визуализацией мозга людей в конкретных состояниях, страдают от одного основного ограничения: трудно быть уверенным, что люди на самом деле находятся в этом конкретном состоянии во время измерения. Например, если мы измеряем активность мозга, когда субъект должен решать математическую задачу, мы не можем быть на 100% уверены, что его ум не задается вопросом, а не фокусируется на задаче. То же самое относится к измерению любого духовного состояния. Поэтому шаблоны активации мозга, полученные с помощью визуализации мозга, не должны рассматриваться как окончательное доказательство какой-либо теории.
Различные религиозные практики могут влиять на наше здоровье как в положительном, так и в отрицательном направлении. Было отмечено, что религиозные люди в целом имеют более низкий риск беспокойства и депрессии. Это, в свою очередь, связано с более сильной иммунной системой. С другой стороны, люди, занимающиеся религиозной борьбой, могут испытывать противоположные последствия. Исследование реакции мозга на религиозные практики могло бы способствовать дальнейшему пониманию связи между здоровьем и духовностью.

Рекомендации

Beauregard M и Paquette V (2006) Нейронные корреляции мистического опыта в монахинях кармелитов. Письма Нейронауки 405 (3): 186-90. DOI: 10.1016 / j.neulet.2006.06.060

Ferguson MA et al. (2016) Вознаграждение, значимость и сети внимания активируются религиозным опытом в набожных мормонах. Социальная неврология: 1-13. DOI: 10,1080 / 17470919.2016.1257437.

Griffiths RR et al. (2006). Psilocybin может иметь опыт мистического типа, имеющий значительный и устойчивый личный смысл и духовное значение. Психофармакологии. 187 (3): 268-83; обсуждение 284-92. DOI: 10.1007 / s00213-006-0457-5.

Griffiths RR et al. (2008) Мистический опыт, вызванный псилоцибином, опосредует атрибуцию личного значения и духовного значения через 14 месяцев. Журнал психофармакологии. 22 (6): 621-32. DOI: 10,1177 / 0269881108094300.

Kapogiannis D et al. (2009) Нейроанатомическая изменчивость религиозности. PLoS ONE4 (9): e7180. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0007180

Kapogiannis D et al. (2009). Когнитивные и нейронные основы религиозных убеждений. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки, 106 (12), 4876-4881. http://doi.org/10.1073/pnas.0811717106

Owen AD и др. (2011) Религиозные факторы и атрофия гиппокампа в поздней жизни. PLoS ONE. 6 (3): e17006. DOI: 10.1371 / journal.pone.0017006.

Sayadmansour A (2014) Нейротеология: взаимосвязь между мозгом и религией. Иранский журнал неврологии, 13 (1), 52-55.

Write a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зверобой при депрессии

Как Зверобой Борется с Депрессией

Депрессия поражает более 300 миллионов человек во всем мире. Хотя многие …

Антидепрессанты

Что такое антидепрессанты? Как работают антидепрессанты?

Антидепрессанты – это психиатрические препараты, назначаемые пациентам …

Изменения Мозга

Ваш мозг меняется в течении жизни

Исследователи говорят, что мозг не просто меняется в молодости и старшем …